Немецкая культура
В нашем доме квартировали 6 немецких солдат. Бабушке оставили одну комнату, в которую нужно было проходить через зал, заполненный немцами. Каждый раз солдаты устраивали из этого своеобразное развлечение - как можно громче портили воздух и смеялись над тем, как бабушка пробегала мимо, зажав нос. Утром немцы куда-то уходили (наверное, на учения), возвращаясь поздно вечером. В дождливую погоду они приносили на сапогах куски грязи, даже и не думая чистить обувь у крыльца. Однажды бабушка выскоблила деревянные полы песком (их тогда не красили) чуть ли не до блеска. Солдаты открыли дверь, заглянули внутрь, а потом достали из ранцев тапочки и переобулись. С этого момента бабушка держала полы в идеальной чистоте, а немчура ходила по дому в тапочках.
Еврей на чердаке
За водой приходилось ходить далеко, зимой ведра возили на саночках. Однажды, возвращаясь с водой, бабушка пересеклась с большой колонной арестантов под конвоем. Один из них улучил момент, когда охранник отвлекся, выскочил из колонны, и сделал вид что помогает тянуть саночки. Бабушка, узнав в нем знакомого еврея, виду не подала. Еврей жил у нас на чердаке 3 дня, в то время, как в доме квартировали немцы. Если бы его нашли, я бы не родился. За такое расстреливали не только всю семью, но также соседей справа и слева. Уже в мирное время бабушка на этого еврея обиделась - пошла к нему попросить материю на платье, а он отказал. После этого они даже не здоровались.
Румыны
Этому случаю бабушка свидетелем не была, но много о нем слышала. Однажды на рынке румынский солдат отобрал у торговок их товар. Нагреб съестного, пригрозил оружием, и хотел было уйти. Торговки, бросившись к проходящему мимо немецкому офицеру, подняли крик. Немец не отмахнулся, вник в суть дела, а затем догнал румына, заставил всё вернуть, разоружил его, и отправил куда-то под охраной. Вообще, о румынах-мародерах и дисциплинированных немцах во время оккупации говорили много.
Освобождение
Красноармейцы шли цепью через огороды и громко кричали "ура", на ходу хватая с грядок помидоры. На нашей улице они убили двух замешкавшихся немцев, которые потом лежали несколько дней. За это время трупы успели раздеть - сняли верхнюю одежду и сапоги.
Journal information