По версии правозащитника Игоря Гаркавенко, опубликовавшего запись в своем блоге, руководство колонии вымогало деньги у заключенных, а когда платить стало нечем, они обратились к журналисту Константину Усову, который предложил записать вымогателей на диктофон.
По словам Гаркавенко, запись Усову передали, но после этого он на звонки отвечать перестал. На следующий день сотрудники колонии проверили камеры и запись нашли. Семерых заключенных посадили в изолятор, а Гасанов вскрыл себе вены.
После огласки руководство колонии временно отстранили от исполнения служебных обязанностей, а факт вскрытия вен Гасановым был официально подтвержден. Казалось бы, справедливость восторжествовала, можно праздновать победу.
Но я все же рекомендую внимательно прослушать запись.
Естественно, тюремщики взяточники и негодяи, но есть детали.
Несчастный зэка Гасанов разговаривает с начальством как друг и деловой партнер. В разговорах звучат суммы - 50 000, 120 000, 24 000, 7 000 (все в гривнах). Это довольно большие деньги, но цифры никого не удивляют. После того, как Гасанов сообщает, что с воли передали 50 000 гривен, начальник колонии не спрашивает "откуда так много", а лишь вяло интересуется, когда и при каких обстоятельствах деньги попали в зону.
Деньги передают с воли, а Гасанов собирает их и отдает руководству колонии. Судя по стилю общения, заключенный уже давно в этой роли, отсюда фамильярность и даже наглость в общении с "хозяином". Естественно, одному человеку такие суммы никто присылать не станет - деньги собирают со всех, кому приходят небольшие передачки. Собирают такие наглые товарищи, как Измаил Гасанов, и уж точно они не говорят при этом "не соблаговолит ли уважаемый сэр..." Гасанов - часть репрессивной машины колонии, без него она функционировать не сможет. И он не просто часть, а находится наверху, то есть контролирует значительные ресурсы, пользуется влиянием, имеет свои интересы.
Для каких целей деньги передают руководству колонии? За колючую проволоку проносят алкоголь и наркотики, которыми банчат такие товарищи, как Гасанов. Но еще интереснее другое. Оказывается, из колонии строгого режима можно выйти "на полчаса" на волю, попариться в баньке, попить пивка. Но это для избранных - таких, как Гасанов.
Диктофонная запись не подтверждает факт вымогательства со стороны руководства колонии. Видно, что тюремщики работают в обычном режиме - получают деньги и оказывают услуги.
Но зачем тогда Гасанову поднимать шум? Зачем убирать начальство, с которым он так хорошо спелся? Ответ Гасанов дает сам - он кого-то избил и над ним нависла угроза перевода в другую колонию. Недавно прогремел фильм Константина Усова о Лукьяновском СИЗО, вот Гасанов и решил рискнуть.
Я прекрасно понимаю, почему Усов перестал отвечать на звонки. Слишком мутная история - одни негодяи хотят завалить других негодяев.
Но огласка все равно нужна, хотя бы для того, чтобы задаться вопросом - кто в украинских колониях хозяин? Криминал верховодит даже в местах не столь отдаленных. Воры и убийцы налаживают незаконный бизнес, при необходимости смещая продавшихся им представителей власти.
Все как на воле.
Journal information